17.01.25
Начало года — тяжелый период для всех членов семьи. Сбившийся за каникулы, праздничные дни режим с трудом удается восстановить, кажется, что ни на что не хватает ресурсов, но приходить в норму надо. Вероника Кантеева, заведующая отделом медицинской психологии КДКБ, медицинский психолог, КПТ-терапевт, разобралась в теме и сделала подборку привычек, отнимающих силы.
Распространенная стратегия для введения полезных привычек, чего-то нового в жизнь, принятия серьезных решений. Успешный, на первый взгляд, прием на самом деле не учитывает важных принципов тайм-менеджмента, а именно конкретику и измеримость. Понедельников целая куча — буквально каждые семь дней! Намного эффективнее стратегия «начну прямо сейчас, пусть не идеально, но завтра сделаю лучше». Задумайтесь!
Распространенное убеждение, что просьбы о помощи делают человека слабее — миф. С самого детства важно объяснять, что просить помочь нормально. Если не научить ребенка делать это, то и справляться самостоятельно с проблемами он будет не готов. Еще советский ученый Л.С. Выготский писал, что развитие ребенка невозможно без включения и помощи взрослых. Только так он научается решать поставленные перед ним задачи! Взрослые же могут обращаться за помощью друг к другу или специалистам – врачам, психологам и т.д. Просьба о помощи здесь и есть решение проблемы.
Уже ставшая будничным явлением и не раз упоминающаяся психологами привычка. Кто из нас не попадал в эту ловушку? Сколько потраченных часов, ненужных эмоций и даже тревожности может сопровождать такая незатейливая процедура. Да наверное, сегодня не стоит говорить о полном прекращении этого действия, но важно осознать, насколько сильно это влияет на наше эмоциональное состояние. Сделайте процесс использования соцсетей более управляемым. Ставьте себе и ребенку таймер, научите ранжировать и фильтровать информацию, объясните, как тот или иной контент может влиять на наше настроение.
Все мы хоть раз слышали термин «многозадачность» в контексте необходимых, положительных качеств человека для жизни в современном мире. В какой-то момент это стало даже необходимым навыком для трудоустройства. Однако последние исследования подчеркивают вред от такого формата работы! На самом же деле все мы и так обладаем многозадачностью — это врожденный навык мозга, поскольку нам нужно слышать, смотреть, дышать, переваривать пищу, обрабатывать информацию и т.д. Сверх этого, сейчас на нас обрушился технологический прогресс — мессенджеры, интернет, звонки. Но дело в том, что наш мозг, оказывается, кроме базовых физиологических задач, перечисленных выше, не может решать две одновременно. Вместо этого он бесконечно переключается от одной задачи к другой. Результаты исследований, говорят, что мы вполне в силах справиться с этим, намного сложнее контролировать нарастающее на этом фоне напряжение, беспокойство и неусидчивость (кому интересно, можно почитать книгу «Рассеянный ум» Ларри Д. Розен Адам Газзали). Причем, это сказывается на сферах жизни всех поколений – многозадачность на работе, в университете, школе и даже дети младшего возраста сейчас посещают несколько секций и кружков.
В последнее время интерес к феномену перфекционизма растет, и у населения, и у ученых. Во взрослой жизни ничем, кроме бесконечных высоких ожиданий от себя и другого, откуда вытекает низкая удовлетворенность собой или поведением других, он не сопровождается. О влиянии перфекционизма на детей есть ряд исследований. С.Блатт, психоаналитик, клинический психолог, почетный профессор психиатрии и психологии Йельского университета, сделал вывод, что родительское отвержение и мощный авторитарный контроль в детстве могут служить причиной высокого уровня самокритики в подростковом возрасте и даже депрессивного расстройства. В свою очередь, это может стать причиной плохой успеваемости ребенка. Во взрослом возрасте — низкого социоэкономического статуса, высокого уровня дезадаптации, депрессии, неудовлетворенности работой, семьей, отношениями и проч.