17.04.25
В здравоохранении, с точки зрения медицинского менеджмента качества, требования к пациентам, изложены в документах системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности и носят название «пациентоцентричность», то есть пациент находится в центре внимания, как главный клиент для медицинского учреждения.
В научной статье «Пациентоцентричная помощь как тренд развития современного здравоохранения» авторов Муслимова М. И., Стрюка Г. Г., Мингазовой Э. Н., упомянуто, что пациентоцентричность рассматривается международным научным сообществом как ключевой фактор для обеспечения качественного медобслуживания и оптимизации функционирования здравоохранения.
Ориентированность на пациента остается одним из главных трендов сегодня. Владимир Кутковой, врач-методист, уполномоченный по качеству Краевой детской клинической больницы (КДКБ), кандидат медицинских наук, поделился опытом медучреждения.
В КДКБ внедрена и работает система обратной связи с пациентами, их родителями, анкетирование на предмет удовлетворенности пребывания в больнице, организации питания, соблюдения преемственности на всех этапах оказания медпомощи. На регулярной основе обновляется информация на стендах, разработан навигационный буклет. Внедрена и успешно функционирует система дозвона до семей пациентов, которые стоят в очереди для получения плановой медпомощи. Растет число телемедицинских консультаций, что значительно облегчает постановку диагноза, экономит ресурсы семей пациентов на транспортировку в краевую столицу.
В КДКБ успешно реализуется проект больничной клоунады для ухода за детьми в игровой форме. Такой подход снижает психоэмоциональную нагрузку, особенно это касается пациентов, находящихся на длительном лечении в отделении онкогематологии (около полугода). Еще одно из достижений — фотоэкскурсия с Мишей, плюшевой белой игрушкой, который является своеобразным символом КДКБ. Он как супергерой, «провожает» к диализу (процедура искусственная почка), объясняет, как проходит компьютерная томография, помогая юным прикамцам преодолеть тревогу перед медицинскими процедурами.
Привлечение и обучение элементам ухода родителей, законных представителей, снизило негативные реакции с их стороны на проведение лечебно-диагностического процесса, повысило уровень знаний о диагнозе ребенка и его потребностях, а также позволило уменьшить нагрузку на средний и младший медперсонал, значительно сократив дистанцию между родителями и сотрудниками отделения.
Внедрение пациенториентированного подхода при должном исполнении ведет, прежде всего, к повышению доверия населения, приверженности к лечению, что, в свою очередь, положительно отразится на показателях диагностики, длительности ремиссий, снижении уровня заболеваемости, а также на более широком охвате профилактическими мероприятиями.
В системе менеджмента качества есть такой цикл Шухарта-Деминга (PDCA – планируй – делай – контролируй – анализируй), цикл постоянного совершенствования и улучшения.
Поэтому направление пациентоориентированности важно непрерывно развивать, проводя работу над ошибками.