Обратная связь

Сладости для радости — часть детства или риски ожирения? Разговор с диетологом

04.03.25

Сегодня отмечается Всемирный день борьбы с ожирением. По данным Всемирной федерации по борьбе с этим заболеванием, к 2035 году количество людей с различными формами ожирения может составить около 1,9 млрд. А количество взрослых людей, страдающих избыточным весом и ожирением, с 2010 по 2035 год удвоится. Исследование «Где в России едят лучше всего» 2023 года показывает, что Пермский край входит в восьмерку регионов, жители которых питаются наиболее сбалансированно. Алевтина Селиверстова, врач-детский эндокринолог эндоцентра Краевой детской клинической больницы (КДКБ), диетолог, нутрициолог, кандидат медицинских наук, разобралась в теме.

Что не так с современным рационом детей

Во-первых, потребление сахара детьми-подростками превышает рекомендованные нормы в три раза, это происходит из-за бесконтрольного употребления кондитерских изделий, соков, газированных напитков, избытка соли, насыщенных жиров, всего, чем богаты продукты глубокой промышленной обработки. Из-за этого в меню образуется дефицит овощей, фруктов, цельнозерновых продуктов. Такая пищевая картина создает риски для здоровья и избыточного веса, ожирения. Если смотреть статистику как по России, так и по Пермскому краю, число детей с избыточным весом и ожирением ежегодно увеличивается. Конкретно в Прикамье за последние 3 года впервые выявленных случаев стало больше на 13%, составило почти 2000!

Какие пищевые привычки профилактируют избыточный вес и ожирение в детском возрасте

У этих болезней есть генетическая составляющая, поэтому крайне важно создавать среду, в которой эти гены будут проявлять себя минимально! Задумываться об этом нужно с планирования беременности и действовать в сам период беременности, у женщины должны быть знания, что такое здоровый рацион, умение готовить и собирать для себя «правильные» перекусы в том числе, слышать сигналы голода, насыщения, отличать эмоциональное состояние, которое хочется облегчить едой, обеспечить себе доступную двигательную активность, как тренировочную, так и внетренировочную, организовать режим дня и полноценный ночной сон. Все вышеперечисленное на этапе планирования беременности и в течение этого периода, позволит заложить оптимальные метаболические процессы для здоровья будущего ребенка. Следующий этап на пути здоровых привычек — знакомство младенца с миром еды, введение прикормов. Научные исследования говорят о критически важных первых 1000 днях в жизни крохи, когда закладываются пищевые привычки, здоровье, микробиом. Здесь на помощь приходит «Здоровая тарелка», также исследования не рекомендуют знакомить детей первых 2, 3 лет жизни с добавленным сахаром и едой глубокой промышленной обработки! Не доверяйте на 100% индустрии детского питания, в большинстве случаев в составе таких продуктов есть сахар.

С чего начать формирование пищевых привычек у детей

Проанализируйте рацион семьи, прямо выпишите его, чтобы понять каких групп не хватает. Напомним, что должно быть в тарелке: овощи, фрукты, источники медленных углеводов, крупы, макароны, хлеб, картофель и источники белка животного (мясо, рыба, яйцо, молочные продукты) и/или растительного (всевозможные бобовые, орехи, семена, тофу). С учетом того, что выявилось, поискать «нужные» продукты, купить их, составить рецепты, сделать новый рацион. Дальше вовлекать детей в планирование еды, вместе «собирать» тарелку, ланч-бокс, ходить за покупками, готовить. Очень важно обустроить пространство на кухне так, чтобы совместное приготовление еды было комфортным для всех членов семьи. Экспериментируйте, смело стройте новые пищевые «мостики». В то же время не поощряйте едой, пробуйте находить связь между желанием съесть сладкое и настроением, не демонизируйте пищу и развивайте эмоциональный интеллект. В конце концов обратитесь к специалисту, если понимаете, что не справляетесь самостоятельно.

Как работает направленный на детей маркетинг

Реклама во время специализированных передач, на билбордах, яркие баннеры в детских приложениях и играх, изображения различных любимых персонажей мультфильмов на упаковках с едой, содержащей добавленный сахар, сильно влияют на сознание. Расположение полок в супермаркетах, товаров у кассы, направлены на то, чтоб ребенок выпросил у родителя вкусняшку. Агрессивный маркетинг тоже должен обсуждаться внутри семьи, чтобы дети выбирали качественную еду. Такие беседы помогут родителям строить более здоровый рацион. А пересмотр маркетинговой политики производителями/продавцами и более серьезного контроля со стороны госструктур способен и вовсе минимизировать эту проблему, бесконечного влияния рекламы на ребенка.

Работает на: Amiro CMS